В будущее - с физикой

       Многие сегодня воспринимают физику как науку, оторванную от жизни. Забывая, что ведь именно она ближе к реальности и повседневности, чем многие другие, поскольку изучает законы природы. Кроме того, нашей стране, чтобы оставаться индустриальной и высокотехнологичной, нужны не только популярные сегодня IT-специалисты, а в первую очередь разработчики и проектировщики новых технологий, материалов, изделий. Это обладатели естественнонаучных специальностей, в том числе физики. И на кафедре энергофизики БГУ сегодня делается немало, чтобы уровень подготовки этих специалистов не только не уступал уровню выпускников зарубежных вузов, но и превосходил его. Для этого особенно важны как теоретическая, так и достойная практическая составляющие.
       «Мало дать теоретические знания, — говорит профессор кафедры Александр Кириллович Федотов, — очень важно показать студенту, как они используются на практике. И научить его хорошо можно только с помощью нового оборудования, чтобы он, придя из университета в современную компанию или НИИ, не столкнулся с тем, чего он не понимает и никогда не видел. А ведь еще 15 — 20 лет назад значительная часть лабораторных практикумов для студентов велась на устаревшем оборудовании! Только в начале 2000-х годов физфак БГУ получил возможность создать современные практикумы для студентов, соответствующие нашему времени».
       Но такой процесс, по словам специалиста, должен быть постоянным, поскольку техника и технологии непрерывно развиваются, и образование не должно отставать от этого развития. Тогда на кафедре приняли решение активнее участвовать в международных образовательных проектах. Одним из последних стал проект «Разработка тренинг-сети по улучшению образования в области энергоэффективности» (ЭНЕРГИЯ) программы ТЕМПУС Европейского союза. «Когда мы подали заявку на этот проект, — вспоминает профессор Федотов, — нам пришло более 20 предложений о сотрудничестве из разных стран Европы и СНГ. В итоге мы объединились в консорциум из 14 университетов Латвии, Литвы, Польши, Эстонии, Бельгии и других стран, и выиграли грант на сумму 1,4 миллиона евро, из которых около 365 тысяч было выделено трем нашим университетам — БГУ, БГАТУ и БНТУ».
       Значительные средства, которые поступили в БГУ, были потрачены на приобретение современного учебного оборудования, о котором другим кафедрам, да и целым университетам нашей страны, остается только мечтать. Не менее важным результатом гранта профессор называет возможность обмена студентами и преподавателями и доступ к современным образовательным технологиям европейских университетов. А это уже, кстати, не что иное как выполнение болонских принципов, которые наша страна сейчас активно внедряет в национальной системе образования, отмечает руководитель кафедры энергофизики Михаил Тиванов. «В рамках проекта мы познакомились с организацией образования во многих профильных европейских университетах, — говорит он, — вместе с ними работали над созданием новых учебных программ в области энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников энергии. Мы совместно создали десять учебников на английском и русском языках, которые начали использовать в учебном процессе, что позволит расширить экспорт образовательных услуг. Наша следующая задача — распространение их использования на других факультетах БГУ и в целом в вузах республики».
       В рамках проекта ЭНЕРГИЯ на кафедре разработано 14 новых специальных курсов и шесть лабораторных практикумов. По словам самых молодых участников проекта — магистра Александра Сергеевича Федотова и выпускника кафедры Егора Колесова, — это только начало. «В будущем на базе нового оборудования, — убеждены они, — мы не только увеличим количество экспериментальных лабораторных практикумов, но и создадим виртуальные лабораторные практикумы. Закуплена многоядерная станция, имеющая процессор с 24 ядрами и мощный графический чип. Машина дает возможность решать задачи с использованием современных IT-технологий распараллеливания и обучать студентов этим технологиям. Закуплен современный научный софт, который позволяет нам создавать новые виртуальные лабораторные практикумы. Они дадут возможность обучить студентов тем процессам и устройствам, которые не могут быть реализованы экспериментально. Например, сложно установить в лаборатории ветрогенератор или солнечную станцию, но их компьютерные модели помогут студентам понять принципы их работы, научиться правильно работать с ним, рассчитывать их характеристики».
       В целом для дальнейшей реализации результатов этого проекта будет использовано и другое новое оборудование, приобретенное в рамках иных проектов, что является темой особого разговора. Например, уникальный аналитический комплекс Nanofinder High-End, который существует в Беларуси в единственном экземпляре. Он позволяет изучать оптические характеристики самых разных полупроводниковых, биологических и прочих материалов и структур с очень высокой точностью при разных температурах. Кстати, эта машина рождена в сотрудничестве специалистов Японии и Беларуси: японцы подготовили для нее программное обеспечение, а белорусы сделали «железо» и произвели сборку и наладку прибора. Есть криогенный измерительный комплекс, которых в Беларуси всего два. Он позволяет научить студентов исследованиям при сверхнизких температурах и в сильных магнитных полях. На кафедре есть немало приборов, являющихся ее собственными авторскими разработками.
       Все новое лабораторное оборудование кафедры обладает компьютерным интерфейсом. «Очень важной особенностью нового оборудования, — говорит Александр Сергеевич Федотов, — является тот факт, что оно работает на основе устройств National Instruments и под программную среду LabVIEW. Это важно по нескольким причинам. В частности, предустановленные программы по управлению этими установками очень легко развертывать в интернете. Пользователь из браузера сможет наблюдать за показаниями установок, и даже управлять ими, если это предусмотрено администратором. Кроме этого среда LabVIEW — стандарт для современных инженерных предприятий. Это означает, что когда ребята окончат вуз и пойдут на работу в современные компании, они будут готовы тут же приступить к работе, а это немаловажно».
       К слову, как говорит старший преподаватель кафедры энергофизики Андрей Ларькин, высокотехнологичное оборудование и пытливый ум сотрудников кафедры родили немало научных статей, рейтинги цитируемости которых настолько высоки, что они выводят кафедру энергофизики на первые места в рамках физфака БГУ, и не только. Так что можно без ложной скромности сказать: с преподавателями студентам кафедры повезло. Здесь достигнут оптимальный возрастной баланс, велик процент специалистов с научными степенями. Вместе это активная команда, работающая на благо вуза, студентов, физики. Кстати, тут уже родился и следующий международный образовательный трехлетний проект, который будет реализован в рамках европейской образовательной программы ЭРАЗМУС-ПЛЮС и является логическим продолжением предыдущего. Речь идет о создании двухлетней магистратуры по двум важнейшим направлениям современной физики — нанотехнологии и фотоника — в интересах четырех кафедр физфака БГУ и еще трех вузов республики. Но ни один даже самый лучший научный и преподавательский коллектив не может вариться в собственном соку.
Это же касается и студентов. О важности стажировок, тренингов, семинаров и обменов говорит Андрей Ларькин: «Обмен образовательными идеями и технологиями очень важен. По западным меркам если человек окончил один вуз, не участвовал в обменах и стажировках, он считается несостоявшимся специалистом. У нас система подготовки несколько иная, но все же рациональное зерно в этом есть. Мы — классический университет, это означает, что мы в большей степени преподаем теоретические, фундаментальные аспекты современных естественнонаучных знаний, которые позволят разрабатывать новые технологии и производства за счет лучшего понимания физических процессов. Поэтому стажировки и тренинги студентов кафедры в европейских университетах в рамках проекта были больше направлены на практические занятия, благодаря которым ребята получили новый, необычный для классического университета опыт, больше узнав о современном европейском инженерном образовании. Кстати, необходимо отметить, что благодаря полученным на физфаке фундаментальным знаниям наши студенты и магистранты часто показывали лучшие результаты, чем их ровесники из технических университетов Европы». Стажировки, по мнению преподавателя, дали еще одно важное понимание: наши возможности по подготовке специалистов во многом не хуже, но их нужно постоянно расширять путем усиления технического оснащения учебного процесса и приближения обучения к практике. Это подтверждают и студенты кафедры, которые стажировались в Люблинском и Кошалинском технических университетах Польши.
       Кроме того, среди полезных моментов проведенных стажировок и тренингов студенты отмечают возможность познакомиться с новым инженерным оборудованием и поучаствовать в необычных видах лабораторных работ. «У нас они не такие прикладные, — говорит студент 4-го курса Илья Ционенко, — а там мы увидели, как наши знания в области фундаментальной физики работают с практической точки зрения». Выпускнице магистратуры Татьяне Корниенко тренинги помогли познакомиться с организацией учебного процесса в других вузах, увидеть новые задачи, приобрести новые навыки мышления, то есть не замыкаться в чем-то одном.
       К слову, это совсем не означает, что процесс был односторонним. По словам Андрея Ларькина, и зарубежным коллегам было чему поучиться у белорусов. «Например, нашим лабораторным работам на экспериментальных комплексах по определению теплофизических характеристик материалов, которые мы создавали сами при помощи ЗАО «Белорусский Межвузовский Центр», могут позавидовать и европейцы, — говорит старший преподаватель. — Что касается энергосберегающих технологий, нашей кафедрой был разработан уникальный учебно-демонстрационный комплекс «Дом» — макет самого настоящего дома, на котором организовано порядка десятка лабораторных работ. Здесь можно увидеть, например, как, где и почему в домах происходят потери тепла. Комплекс участвовал на многих выставках, имеет дипломы. Его можно с успехом использовать для обучения студентов других вузов Беларуси и даже в школах».
       Попав на кафедру энергофизики, общаясь с интересными людьми, работающими здесь, поневоле начинаешь влюбляться в физику. И жаль, что преимуществ этой науки не видят абитуриенты, многие из которых сегодня ориентированы исключительно на IT-специальности. «У абитуриентов сегодня прочно засело в мозгах, что главное — это компьютер, — высказывает мнение Андрей Ларькин. — Когда мы беседуем со школьниками, наталкиваемся на непонимание вопроса: кем же я буду после окончания физфака? А ведь физфак дает такое образование, когда ты можешь применить полученные знания в абсолютно разных сферах. Начиная от IT до компаний, производящих энергосберегающие источники света, строительное оборудование и материалы, современные лазерные системы и т.д.». На взгляд педагога, физические специальности сегодня проигрывают другим в рекламе, распиаренности. Согласен с ним и Егор Колесов. По его мнению, профессия программиста более разрекламирована, хотя физика все же более перспективна. «Даже для создания нового компьютера нужна физика, — улыбается он, — а не программирование. Я физик по жизни, и других вариантов для себя даже не видел». По словам Александра Сергеевича Федотова, физик — очень адаптивная профессия. «Физфак — это не просто место, где приобретается интересная специальность и глубокие знания, это — сильная административная школа, здесь вырабатывается креативный менталитет, — убежден молодой человек. — И, кстати, абсолютно все из моих друзей и знакомых, которые хотели попасть на работу в Парк высоких технологий, туда попали. Но, выбирая физику, нужно быть готовыми к тому, что действительно придется упорно учиться».

Материал взят из газеты "Рэспублiка" №165 (6315) от 3 сентября 2015 г.
Автор: Вера Артеага; фото: А.Прупаса.

Не указан